Взгляд с обратной стороны. Как пройти отбор у соискателя?

17.12.2017



Пока HR или руководитель отбирает кандидатов, соискатель тоже проводит кастинг. Его решение будет зреть постепенно, от виртуального знакомства до предложения о работе. Как выбирают работу соискатели? Что может испортить впечатление?

До интервью

Большинство соискателей (только если они не совсем отчаялись) проведут небольшое расследование. Прочитают отзывы бывших сотрудников, посмотрят ваш сайт или страницы в соцсетях. И таким образом решат, хотят ли они в такой компании работать. Результаты могут быть самыми неожиданными.

Случай: «Прочитав серию возмущенных отзывов соискателей о долгом ожидании собеседования, я даже не стал тратить время и отказался от встречи, хотя по зарплате и условиям работы мне все подходило».

Увы, длительные ожидания — не лучший друг HR-ра. В таком случае у кандидата закрадывается сомнение: может, причина вовсе и не в HR-ре, а в этой компании в принципе такой стиль работы?

Встреча кандидата

HR-менеджер может чудесным образом изменить мнение кандидата. Так бывает, что секретарь на ресепшн не всегда вежлив. Если вы знаете об особенностях характера своего коллеги с ресепшн, то всегда можете исправить первое впечатление своим отношением.

Случай: «После общения с грубоватой девушкой на ресепшн впечатление о компании испортилось. Но руководителю HR-отдела удалось сгладить ситуацию своим профессиональным, вежливым и спокойным подходом. К тому же, после собеседования она показала мне офис компании».

HR-руководитель в этой ситуации использовала правильную тактику: если кандидат вам понравился и вы хотите произвести хорошее впечатление на него, то пусть человек сам увидит коллектив, в котором ему предстоит работать.

На собеседовании

Даже в самой маленькой компании (или не так: в маленькой компании обязательно) нужно тщательно следить за впечатлением, которое вы производите на соискателей.

Почему особенно в маленькой? В небольших компаниях, как правило, руководители сами себе HR-ры. И так как подбор персонала — это не основная их деятельность, руководители слишком увлекаются рассказами о компании, часто забывают задать нужные вопросы кандидату, перезвонить и т.д.

Или, что еще хуже, не скрывают личного отношения и позволяют себе уйти от делового стиля общения.

Случай: «Директор салона красоты не только не понимала, что должен делать специалист на должности N, но еще умудрилась сказать, что, судя по моему внешнему виду, в салонах я редкий гость. Это было правдой, но все же обидной».

В больших компаниях тоже очень показательной может быть манера, в котором проводится собеседование.

Случай: «Внезапно во время собеседования вошли люди, HR их не представил, они задали несколько вопросов, через несколько минут так же неожиданно встали и ушли».

После собеседования

Обещали и не перезвонили. Не ответили на отклик, не озвучили окончательное решение. Все же лучше дать обратную связь, даже если она с отказом. Если можете объяснить отказ откровенно — объясните.

Случай: «Мне перезвонили из компании N с пояснением, почему они вынуждены ответить отказом. Сказали, что поиск временно приостановлен. Но если они снова откроют вакансию, то свяжутся со мной. Было приятно, хотя к тому моменту я уже нашел другую работу».

Адаптация

Помогите прижиться сотруднику на новом рабочем месте. Представьте коллегам, покажите, где находится кухня, где можно заказать канцелярию. Расскажите о неписаных правилах компании. Проведите небольшую экскурсию по окрестностям: магазины, кафе, ближайший парк. Конечно, сотрудник вскоре освоится и сам все узнает. Но будьте уверены: в душе он обязательно будет благодарен вам за «первую помощь». Особенно начинающий специалист.

Случай: «Это была моя первая работа. Несколько дней ходил как неприкаянный: было неудобно даже спросить, где можно разогреть обед, а сладости к чаю на общей полке, оказывается, покупались для всех сотрудников».

Отказ от должности

Хотите вы этого или нет, но даже если кандидат не станет сотрудником, он обязательно сделает о вашей компании определенные выводы. Грамотная подача информации, хорошее личное впечатление и успешная презентация в соцсетях станут поводом советовать знакомым вашу компанию.

Случай: «Несмотря на то, что мне не подошли условия работы, я с удивлением обнаружила, что в очередной раз советую компанию N своим приятелям, потому что руководителю на собеседовании удалось произвести впечатление грамотного и умного человека, радеющего за свое дело».

Желаем вам быстрого и удачного закрытия вакансии!


Разместить вакансию